Спам-2004: Криминализация спама

Криминализация – одна из главнейших тенденций, характеризующих развитие спама в 2004 году. Предпосылки к криминализации спамерского бизнеса имелись с момента его возникновения, но до принятия специальных законодательных актов у спамеров была возможность делать вид, что "это просто бизнес".

Десять лет назад типичной реакцией пользователя на получение спама было написание ответного письма, главная мысль которого заключалась в том, что "в интернет-сообществе спамить не принято", т.е. рассылка спама находилась в области морально-этических проблем, расценивалась как поступок, нарушающий нормы поведения в данном сообществе, но законодательно приемлемый.

Теперь же во многих странах спам юридически запрещен, и спамеры вынуждены либо отказаться от бизнеса, либо войти в прямой конфликт с действующим законодательством и, как следствие, постепенно переходить к консолидации с криминальными структурами. Сейчас при получении очередного спамерского сообщения с предложением купить контрафактный "Ролекс" или получить приз от несуществующей лотереи западный пользователь все чаще обращается с жалобами к провайдеру и подает иски в суд. А это значит, что отношения "спамер-пользователь" перемещаются в плоскость, которая полностью регулируется текущим законодательством и не зависят от личных этических оценок.

Аналитики "Лаборатории Касперского" в качестве одной из тенденций 2004 года называют общую криминализацию Интернета. Криминализация спама – одна из наиболее заметных граней этого процесса.

Черты криминализации

Криминализация спама проявляется в постепенной переориентации спама на юридически сомнительный контент, сращивании с хакерскими структурами и во многом другом. Вот основные признаки криминализации, отмеченные в 2004 году:

  1. Дальнейшее сращивание спамерских и хакерских технологий. Процесс объединения усилий спамеров и хакеров начался в 2003 году, к концу 2004 года любое профессиональное спамерское программное обеспечение включает специальные модули, позволяющие производить рассылки через зараженные ("затрояненные") пользовательские компьютеры, т.е. изначально рассчитано на взаимодействие с троянской компонентой различных вирусов.
  2. Зафиксирован резкий рост объемов спама с криминальным и полукриминальным содержанием: мошенничество, фишинг, фальсификация, "черный PR", реклама контрафактных или поддельных товаров и т.п.

Фишинг (кража персональных данных) – спамерская новинка этого года, объемы фишинг-спама, количество пин-кодов кредитных карт, похищенных в результате спамерских кампаний, стремительный рост этой разновидности спама вызывают справедливые опасения у мировой интернет-общественности. По данным компании MessageLabs, в сентябре 2003 года в почтовых потоках, которые обрабатывает принадлежащий компании программный антиспам-сервис, было зафиксировано 279 фишинг-сообщений, а в сентябре 2004 года эта цифра составила 2098012 - прирост на четыре порядка.

В основном фишинг используется для кражи паролей доступов к банковским счетам и пин-кодов, но его своеобразной разновидностью можно считать письма, цель которых – кража паролей от почтовых ящиков.

В 2004 году были неоднократно зафиксированы случаи фальсификации рассылок от имени известных фирм, производившиеся с целью испортить имидж данной фирмы и дискредитировать ее в глазах пользователей. Спам активно используется для "черного PR", т.е. для создания отрицательного имиджа компании-конкурента.

Участились случаи, когда спамеры, фальсифицируя сведения об отправителях/источниках рассылки, наоборот, пытаются использовать репутацию известной фирмы, чтобы привлечь внимание к рекламируемым товарам/услугам. В конце ноября – декабре 2004 года по Рунету прошла волна спама, замаскированного под рассылки популярного проекта Subscribe.ru. Такие подделки включали не только упоминание Subscribe.ru в тексте спамерского письма, незаконное использование логотипов проекта и так далее; в фальшивых рассылках также были аккуратно подделаны все технические сведения (заголовки сообщения).

Доля рекламы "потрясающе дешевых товаров" – от лекарств до программного обеспечения – к концу 2004 года увеличилась настолько, что превысила долю порно-рекламы, которая раньше являлась несомненным лидером спамерских тематик. Между тем, большинство подобных товаров либо являются контрафактными (как софт или часы "Ролекс"), либо не соответствуют заявленному названию и могут представлять угрозу для жизни и здоровья (как некоторые лекарства и сигареты).

Смена частотных спамерских тематик указывает на то, что заказчики спама тоже поменялись. Для англоязычного спама заказчиками все чаще становятся представители криминального бизнеса (от детской порнографии до производства подделок под известные торговые марки). В России же использование сомнительных способов рекламы пока не считается фактором, существенно влияющим на имидж и репутацию компании, поэтому малый бизнес активно использует спамерскую рекламу для продвижения "нормальных" товаров и услуг. Скорее всего, так не будет продолжаться вечно, поскольку постепенно формируется негативное отношение пользователей к спамерским рассылкам, и законопослушному предпринимателю станет невыгодно размещать свою рекламу в одном ряду с порно-рассылками и поддельными сигаретами.

По материалам аналитического отчета "СПАМ-2004" ЗАО "Ашманов и Партнеры".

Страничка оказалась полезной? Поделитесь ею в своей любимой соцсети!