Качественные программы для вашего компьютера
1. Цветовая гамма
Избегайте программ, интерфейс которых выполнен в ярких, насыщенных цветах. Такое оформление хорошо лишь в рекламных продуктах и играх. При повседневной работе с такими программами Ваши глаза выдержат недолго. Яркие цвета допустимы только в сообщениях об ошибках и других важных, но редких событиях, на которые пользователь должен обратить внимание. Эти сообщения должны исчезать с экрана или менять цвет на обычный, как только Вы подтвердили, что увидели их (нажали Ok). Отметим, что стандартная цветовая гамма оконного графического интерфейса Windows, MS Office подобрана неплохо, ее можно взять за образец при оценке прикладных программ.
2. Количество информации на экране
Экран не должен быть перегружен! Должна присутствовать только необходимая для текущей работы информация. Многие программисты, даже опытные, увлекаются созданием заставок, всяческих красивых, но бесполезных картинок, размещают в каждой экранной форме много вспомогательной информации. Не поддайтесь на такой "суперсервис". Лишняя "красота" на экране, обилие вспомогательных данных затрудняют восприятие информации, вы будете отвлекаться на картинки, долго искать нужные данные, итог - повышенная утомляемость, снижение эффективности работы.
3. Применяемые шрифты и пиктограммы
Размер шрифта должен быть такой, чтобы Вы читали легко, не напрягая зрение, и не слишком большой, чтобы не приходилось перелистывать экран после каждого абзаца. "Красивые" шрифты со всяческими завитушками ("рукописные", "готические"...) отвлекают, затрудняют восприятие информации и уместны только в рекламных материалах, поздравлениях и т.п. Жирным шрифтом, курсивом могут выделяться только важные места. Хорошо, если программа позволяет настроить тип и размер шрифта. Пиктограммы должны быть неброскими и понятными с первого взгляда, чтобы не приходилось задумываться - "что будет, если нажму эту кнопку" и постоянно обращаться к документации.
4. Звуковое сопровождение
Тут тоже часто встречаются "красивые излишества". Звук необходим в обучающих программах (дикторский текст, сопровождающий изображение, соответствующие звуки при демонстрации, например, химических опытов и т.п. хорошо помогают усвоить материал), в играх, эффектен в рекламных и презентационных материалах, однако в "обычных" программах типа бухгалтерского или складского учета, текстовых и графических редакторов, в базах данных он отвлекает от дела, мешает сосредоточиться, приводит к быстрому утомлению. Если в выбранной Вами программе звуком сопровождается каждое нажатие кнопки, каждый переход в другое окно, каждое появление на экране новой формы - откажитесь от этой программы. Через три дня работы с ней Вы готовы будете взять в руки кувалду и раздолбить компьютер. Звуки в таких программах допустимы (но не обязательны) лишь при сообщениях об ошибках и других важных, но редких событиях, на которые пользователь должен обратить внимание. Эти звуки должны быть негромкими, короткими и приятными на слух, даже если они сопровождают очень нехорошие сообщения.
5. Удобство ввода информации
Если в Ваших задачах необходим большой объем ввода информации, важно, чтобы данные вводились быстро и удобно. Пример: Вам надо ввести много документов (например, накладных), а после ввода с клавиатуры каждой строчки приходится тянуться к мышке, щелкать на кнопке "Добавить новую строку" и снова возвращаться к клавиатуре, чтобы ввести следующую строчку документа. В подобных ситуациях программа должна позволять перейти к вводу новой строки нажатием одной клавиши на клавиатуре. Качественная программа должна давать возможность как вводить данные с клавиатуры, так и выбирать из списка допустимых значений везде где возможно; переход от ручного ввода к выбору значения из списка и обратно также должен производиться нажатием одной клавиши на клавиатуре. И еще хорошая программа должна контролировать правильность вводимой Вами информации, причем и при вводе каждого поля, и по строке документа, и по документу в целом.
6. Перемещение по программе (навигация)
Тут разработчику важно найти "золотую середину". Желательно, чтобы пользователь мог запустить любую задачу, решаемую программой, открыть любую форму, щелкнув мышкой не более двух раз на пунктах меню (кнопках управления, ссылках) - "правило двух кликов". Однако жесткое следование этому правилу в больших сложных системах часто приводит к тому, что некоторые меню (подменю, панели управления) содержат по нескольку десятков пунктов (кнопок); сориентироваться в них, найти нужный бывает очень трудно (наверняка Вы видели аналогичную картину на больших сайтах - Web-мастера "правило двух кликов" стараются выполнять особенно педантично). Наверное, лучше все-таки кое-где добавить "третий клик" (и даже, может быть, четвертый), чтобы каждое меню (панель управления) имело хорошо воспринимаемый пользователем размер в 7-10 пунктов (кнопок).
7. Скорость работы и информирование пользователя
Есть важное правило - программа должна выдавать пользователю ответ на его запрос не более чем за 3-5 секунд. Если это нереально (поиск в большом объеме данных, сложный расчет), то на экране должно появляться окошко (строка) с информацией - что программа делает и долго ли до окончания (хотя бы что-то вроде: "Идет такой-то расчет. Обработано XXX строк из YYY"). Если этого не будет - Вы станете нервничать, думать, не зависла ли программа, и можете уйти пить чай (и даже снять задачу) за несколько секунд до окончания расчета, потеряв много времени и нервов.Страничка оказалась полезной? Поделитесь ею в своей любимой соцсети!