Арт-терапия
Арт-терапия – это направление психотерапии, использующее творческие возможности человека в качестве метода лечения. Цели арт-терапии:
- коррекция, стабилизация эмоционального состояния,
- выражение подавляемых или неприемлемых чувств,
- знакомство со слабостями и внутренними конфликтами,
- возможность «проиграть» новый сценарий отношений,
- освоение новых форм опыта, расширение поведенческих и эмоциональных стратегий совладания со стрессом.
Где используется арт-терапия
Арт-терапия затрагивает работу с воображением. Она помогает определить, осознать и обозначить актуальные эмоции. Может использоваться с детьми и взрослыми, здоровыми людьми и имеющими психическое, неврологическое или соматическое заболевание. Хорошо подходит для людей, испытывающих трудности вербализации эмоций, ограниченность словарного запаса или сложности произношения в силу неврологических расстройств. Именно поэтому арт-терапия актуальна среди детей, людей с интеллектуальной недостаточностью и психически больными людьми, у которых нарушены связи с реальным внешним миром.
Арт-терапия обладает коррекционным, профилактическим, реабилитационным и психотерапевтическим воздействием. Имеет как индивидуальную, так и групповую форму. Она включает песочную, изобразительную, сказкотерапию. В ней могут использоваться любые, в том числе природные, пригодные для творчества материалы – картон, бумага, фотографии, камни, галька, глина, даже мусор. В этом смысле арт-терапия универсальна.
Принципы арт-терапии
В индивидуальных занятиях большое внимание уделяется контакту клиента с психологом. Доверительный, внимательный, качественный контакт важен для эффективной работы.
В групповых занятиях арт-терапия имеет мощный эффект, так как затрагивает сферу межличностного общения и группового взаимодействия, способствует обозначению и укреплению личностных границ. Также она позволяет укрепить и развить здоровые, желаемые качества личности.
Каждое занятие обычно включает следующие этапы: короткое приветствие, обозначение своего эмоционального состояния, совместное обсуждение с ведущим выбора темы занятия, процесс создания индивидуального или группового продукта творчества с использованием различных материалов. Например, на занятии изо-терапии могут применяться акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, цветные карандаши.
Далее следует представление рисунка группе каждым участником, вопросы к участникам и обратная связь, в соответствии с правилом группы о безоценочных высказываниях; прощальный ритуал и обозначения эмоционального состояния на данный момент в конце занятия с комментарием о том, как изменилось состояние, что чувствовали участники в процессе.
Арт-терапия в борьбе со стрессом
Арт-терапия имеет своей целью изменение эмоционального состояния, что важно при борьбе со стрессом. Состояние может меняться, например, от гнева к печали, от разочарования к спокойствию, от тревоги к удовлетворению. Положительный эффект происходит потому, что в процессе творчества у человека активируются ресурсы, которые позволяют переживать боль, напряжение, тревогу с меньшими эмоциональными затратами и дестабилизацией психического состояния.
Любое занятие, в процессе которого человек создает что-то новое, может считаться арт-терапией, даже если человек занимается им самостоятельно или в одиночестве. Это может быть писательство, сочинение стихов, рисование своего стресса на бумаге, создание коллажа о своих целях, желаниях, потребностях. Человек может лепить из глины, вырезать лобзиком, вышивать, кроить или вязать. Любое хобби, включающее создание нового продукта с применением воображения и посредством творчества обладает арт-терапевтическим эффектом, так как в этом процессе у человека меняются чувства, происходит выражение переживаний.
Работа с психологом дает возможность вербализации, пояснения своих чувств, возможность услышать обратную связь и интерпретацию психолога, что дают материал для осознания и личностного роста.
Арт-терапия используется как метод реабилитации. Она ориентируется на потребности людей, страдающих психическими расстройствами, используя их творческий потенциал. Групповые занятия ставят своей целью объединение людей на основе их совместного творчества, а не симптомов болезни. Занятия проходят регулярно, имеют установленные правила, обеспечивающие безопасность, конфиденциальность и комфортные условия для самовыражения. Это позволяет создать ощущение стабильности и защищенности у участников группы.
Для занятий художественным творчеством в арт-терапии не нужны специальные навыки, умения или опыт. Важной целью арт-терапевтических занятий является нахождение способа для выражения своих мыслей и чувств абстрактным и творческим путем. Посредством художественных материалов - красок, песка, пластилина, бумаги, вырезок из журналов, человек может отойти от узкого видения своей проблемы.
В групповых занятиях используемый материал становится средством общения, обмена чувствами, отличный от привычного вербального. Таким образом, в группе люди используют образное мышление, передающее и раскрывающее внутренний мир друг друга. С помощью обсуждения и обмена чувствами от созданных работ они получают возможность получить новое представление своей проблемы. Групповые занятия дают положительный опыт поддержки, творческого развития, создают ощущения причастности к группе на основе самораскрытия посредством творчества.
Преимущества арт-терапии
Арт-терапия удовлетворяет потребность в самораскрытии, принятии себя, понимании своих переживаний. Основными ее достоинствами являются:
- невербальный характер, позволяющий выражать сложные, плохо осознаваемые чувства, которые могут проявляться в поведении разрушающими, плохо контролируемыми поступками;
- повышение самооценки, чувство удовлетворения от процесса и результата создания продуктов творчества;
- активизация творческого ресурса, позволяющего найти новые пути решения, формирование нового взгляда на проблему;
- построение нового пространства отношений между клиентом и терапевтом или психологом, участниками группы в случае группового взаимодействия.
Страничка оказалась полезной? Поделитесь ею в своей любимой соцсети!