Множество "сидячих" профессий в современном мире автоматизируется с помощью персональных электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Это бухгалтер, заведующий хозяйственной частью, директор, стенографист и многие другие. Новая волна автоматизации касается в первую очередь предприятий малого и среднего бизнеса.

Почему малый и средний бизнес рассматриваются вместе? По определению к предприятиям среднего бизнеса относятся предприятия с оборотом более 1 млн. рублей в год, или штат сотрудников более 10 человек. К примеру маленький магазин с торговой площадью около 60 м2, в областном центре, может приносить около 1 млн. рублей в год чистой прибыли и его недельный оборот будет колебаться в пределах 100-500 тыс. рублей, в зависимости от сезона. При грамотном ведении дел и удачном расположении магазина это скорее закономерность, чем случайность. И хотя по суммам это предприятие относиться к среднему бизнесу, это единственное его отличие от обычного магазина с тремя продавцами, одной уборщицей, кладовщиком, бухгалтером на сдельной оплате. Оператор ЭВМ на таком предприятии может совмещать также должности, продавца, товароведа, грузчика, уборщика и т.д.

В отличие от крупных предприятий, использование компьютеров на предприятиях малого и среднего бизнеса начинается с покупки одного компьютера в обычном магазине и установки его, как правило, любым человеком, способным соединить все необходимые провода. При необходимости происходит наращивание количества компьютерной техники, которая по возможности объединяется в локальные сети. Из этого следует, что причины будущих конфликтов закладываются уже в момент создания рабочих мест.

Кроме того, на таких предприятиях отсутствует распорядок дня. Очень часто владельцами используется следующий прием: они платят чуть больше средней зарплаты - взамен рабочий день сотрудника, по необходимости, может продолжаться до 12 часов в день непосредственной работы на компьютере. Притом, что максимально допустимый предел, в соответствии с санитарными правила и нормами, не должен превышать 6 часов в день непосредственной работы с компьютером при самой высокой категории тяжести выполняемых работ.

Многие руководители не обращают внимания на проблему здоровья операторов персональных компьютеров. Это происходит из-за элементарной неграмотности управляющих лиц и не только. На предприятиях среднего и малого бизнеса происходит постоянная текучка кадров. Также не работают механизмы привлечения к ответственности за нарушения санитарных правил и норм. Практических способов доказать нарушения не существует, тем более большинство операторов при поступлении на работу сами соглашаются на неприемлемые условия труда.

Кроме явных нарушений существует и другие. Например, потребность в операторах ПК на предприятиях малого бизнеса определяется из расчета нагрузки на оператора в усредненном или в заниженном значении. Но предприятия подобного уровня в большей степени зависят от "сезона", периода наибольшей активности потребителей. При этом увеличение объема обрабатываемой информации происходит иногда многократно, но оператор, в лучшем случае, может рассчитывать только на незначительное повышение оплаты труда. Обычно это разовая выплата.

Все это приводит к возникновению конфликтов между предпринимателями, управленцами предприятий малого и среднего бизнеса - с одной стороны, и сотрудниками этих фирм - с другой.

В трудовых коллективах малого и среднего бизнеса участниками конфликтов являются работодатели и работники. Юридически трудовые конфликты не отличаются от производственных, поэтому все сказанное о производственных конфликтах применимо к любым трудовым конфликтам. Однако практически существуют огромные отличия.

Основное различие конфликтов на производстве и предприятиях малого и среднего бизнеса - полулегальное положение сотрудников, занимающихся бухгалтерией, менеджментом, компьютерами и другого обслуживающего персонала.

В таком случае вряд ли стоит рассчитывать на материальные компенсации. И если здоровье сотрудника начинает ухудшаться, единственный реально осуществимый способ разрешения конфликта - смена места работы. После предъявление требований работодателю работник все равно лишится своего места.

В отличие от производственных коллективов, где сотрудник общается с представителем предприятия (тоже сотрудником), на предприятиях малого и среднего бизнеса диалог происходит непосредственно между владельцем предприятия и сотрудником. Это накладывает сильный отпечаток на процесс конфликта и его результат.

На таких предприятиях руководители объясняют сотруднику, что миллионов у него нет, и "откупаются" от него незначительной, по сравнению с нанесенным вредом, компенсацией, одного порядка для всех случаев. Причем на незнании законов может "попасться" и сам предприниматель, выплатив сумму несоразмерную причиненному вреду, т.к. для развития серьезных заболевания у совершенно здорового человека требуются годы.

Что же делать, если вам нравится ваша работа, или ее оплата, но вы оказались в подобной ситуации? Выход только один. Необходимо, чтобы сотрудник сам занял активную позицию и позаботился о сохранении собственного здоровья. Для этого следует изучить документ СанПиН 2.2.2.542-96, который содержит все необходимые знания по организации безопасного рабочего места и правильной организации рабочего дня.

Опираться лучше на этот документ потому, что в отличие от другой информации, он из наиболее надежного источника. Также положительно сказывается изучение дополнительной информации по этому вопросу, не идущей вразрез с этим документом.

Невнимание сотрудника к собственному здоровью может нанести серьезный вред здоровью и без вины работодателя. Например, легкий летний сквозняк из открытого окна в течение недели может стать как причиной заболевания гриппом, так и хронического цистита. Вины работодателя в этом случае не будет.

Владельцы предприятий, как правило, не запрещают приспосабливать рабочее место под сотрудника. Этим необходимо умело пользоваться. Самым главным принципом должно являться то, что рабочее место необходимо приспосабливать к человеку, а не человека к рабочему месту. И если отсутствует возможность привести рабочее место в полное соответствие с нормами, нужно максимально приблизиться к ним. Например, использовать книги вместо наклонно-шарнирной подставки монитора, подложить поставку под ноги или на стул. Не имея возможности усовершенствовать свое рабочее место, необходимо сконцентрировать свое внимание на правильном положении тела и глаз.

Все это позволит максимально уменьшить негативное влияние компьютера на здоровье человека.

Владелец предприятия малого и среднего бизнеса также должен быть готов к подобной ситуации. Управление людьми в трудовом коллективе накладывает на него ответственность, в первую очередь, за организацию безопасного для жизни и здоровья трудового процесса. Чаще всего предприниматель задумывается об этой проблеме в первый раз только после предъявлении ему претензий. Решая конфликты на своем предприятии, он, по сути, выполняет функции менеджера, поэтому ознакомиться с методикой решения конфликтов является необходимостью для каждого предпринимателя.

Любому предпринимателю следует обязательно быть юридически грамотным. Спор о возмещении причиненного вреда здоровью или об увеличении заработной платы необходимо решать с помощью законных методов. Это единственный способ избежать конфликтов в будущем, так как при обнаружении реальных несоответствий рабочего места или организации рабочего дня нормам, от предпринимателя потребуют не только выплаты компенсации, но и ликвидации обнаруженных несоответствий, то есть устранения самой причины конфликта. Для предпринимателя это самый безболезненный и вполне дешевый способ выхода из ситуации, поскольку при наличии текучести кадров возможность нанесения серьезного вреда сотруднику из-за неприемлемых условий труда довольно незначительна, при условии полного здоровья сотрудника до поступления на работу.

Но закладывать фундамент удачного разрешения такого конфликта необходимо еще при приеме на работу, заключая реальные трудовые договора и требуя справки о состоянии здоровья будущего сотрудника.

Пройдя многие испытания, экономика России оздоровляется. Упорядочивается юридическая база. Все это отражается и на сфере малого бизнеса. Если ранее уход в отпуск на малом предприятии означал потерю рабочего места, то в последнее время намечается тенденция, когда работодатели сами становятся заинтересованными в точном соблюдении трудового кодекса и других юридических документов. Однако всегда останутся рабочие места в подвалах, с полным отсутствием соблюдения санитарных правил и дезорганизованным распорядком рабочего дня. Необходимо стремиться к сохранению здоровья каждого сотрудника работающего с персональным компьютером, тем более что для этого не требуется приложение больших усилий.

Автор статьи: Абашин Валерий Геннадьевич www.mficompany.narod.ru

Страничка оказалась полезной? Поделитесь ею в своей любимой соцсети!