С выходом новой программы, с выходом новой электронной игрушки, с выходом нового автомобиля счастливым владельцам приходится переучиваться, перестраивать себя под жесткие и не всегда логичные ограничения, наложенные разработчиками на свои продукты. Вспомните середину 90-х, время расцвета курсов "по работе с компьютером", когда взрослым и вполне состоявшимся, казалось бы, людям пришлось все бросить и бежать учиться работе на ПК, потому что появился новый класс устройств, с которыми кровь из носу нужно было уметь обращаться.

Вот Ипполит. Он работает менеджером по закупкам. Большую часть своего рабочего времени Ипполит проводит в чатах, но иногда ему требуется вбить информацию в корпоративную базу данных. Как правило, Ипполит делает это второпях, практически вслепую - ведь в соседнем окне его ждут собеседники. Есть у Ипполита еще одна примечательная черта - он глуп.

Вот Эльвира. С деньгами у Эльвиры проблем нет - у нее свой бизнес, и зарабатывает она достаточно. Однако Эльвире постоянно не хватает времени, и она не может себе позволить читать руководство к компьютерной программе. Вряд ли Эльвира зайдет на этот сайт, поэтому мы можем смело признаться, что Эльвира глупа и нелюбопытна.

Вот Пафнутий. Лет двадцать назад Пафнутий был первым парнем на селе, но сейчас его рефлексы уже не те, да и перед компьютерами Пафнутий робеет. Если у него что-то не получается (или того хуже - если программа выдает непонятное окно), Пафнутий начинает нажимать на все кнопки подряд в надежде, что кривая куда-нибудь да выведет. С точки зрения программиста, Пафнутий - полный идиот.

Ни Пафнутия, ни Эльвиры, ни Ипполита в действительности не существует. Их только что придумал автор. Но точно таких же персонажей каждый день придумывают специалисты по проектированию интерфейсов, и самым востребованным качеством подобных виртуальных личностей является сильно выраженное слабоумие. Продукты делаются для идиотов, иначе компании-производителю грозит банкротство. Или - другими словами - продукты необходимо делать так, чтобы ими мог пользоваться даже идиот.

Конечно, обидно сознавать, что вы - такой умный, красивый и успешный - никого по-настоящему не интересуете. Однако у производителей своя правда. Во-первых, чем проще продукт, тем шире потенциальный рынок. Во-вторых, чем проще продукт, тем дешевле обойдется в дальнейшем его поддержка - ведь людям, у которых хватает терпения на диалог с раздраженными потребителями, надо регулярно платить зарплату. В-третьих, чем проще продукт - тем он эффективнее. И, наконец, в-четвертых - мир, заполненный продуктами для идиотов, гораздо удобнее и безопаснее мира, рассчитанного на людей с высоким IQ, просто потому, что у идиотов меньше шансов испортить жизнь себе и другим с помощью плохо спроектированных продуктов.

Что? Мир не кажется вам ни удобным, ни безопасным? Ничего удивительного. Дело в том, что дизайнерам интерфейсов мешают люди, полагающие, что у большинства потребителей как минимум кандидатская степень по теоретической физике.

Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 >

Автор: Сергей Задорожный (Компьютерра-Онлайн, июль 2005 года)

Страничка оказалась полезной? Поделитесь ею в своей любимой соцсети!