Мануальная терапия

Разумеется, наивно сводить провал Lotus Improv к недостаточной функциональности. И среди множества причин неудачи проекта есть еще одна, которую следует упомянуть. Это инерция пользователей.

Проектировщики интерфейсов часто используют термин "метафора". Что такое метафора в контексте проектирования интерфейсов, легко понять, представив себе страницу MS Word или рабочий стол Windows. Получилось? Отлично. Однако страница Word вовсе не является страницей в привычном смысле этого слова, хотя она гораздо больше похожа на страницу, чем рабочий стол Windows на обыкновенный рабочий стол. В обоих случаях создатели интерфейса воспользовались терминами, обозначающими объекты реального мира, чтобы облегчить нам взаимодействие с абстрактными концепциями интерфейса программной среды Windows. Метафора - это точка опоры для пользователя. Понимая, как действует знакомый ему объект, пользователь может предположить, как функционирует цифровой "аналог" этого объекта.

На более низком уровне метафоры часто используются для графического изображения функциональности элементов интерфейса. Как правило, иконка на кнопке является символическим изображением функции, которую выполнит программа при нажатии на кнопку. И любой пользователь Windows прекрасно знает, что звено цепи означает гиперссылку, дискетка - сохранение, открытая папка - диалог открытия файла, а лупа - увеличение масштаба.

Хотя нет, постойте. В панели Word лупу можно обнаружить на иконках "Найти", "Предварительный просмотр" и "Схема документа", тогда как функция зуммирования вынесена в отдельный элемент управления с выпадающим списком. В общем, метафоры не всегда выбраны наилучшим образом.

Но часто критике подвергаются не такие мелочи, как изображения на иконках, а более концептуальные понятия. Например, не всем специалистам по юзабилити нравится "Рабочий стол". Упомянутому Алану Куперу "метафорический" подход к построению интерфейсов вообще претит. По его мнению, привязка к метафоре хоть и облегчает привыкание и обучение пользователей, значительно ограничивает проектировщиков интерфейсов и вынуждает их выбирать неоптимальные решения.

Один из главных недостатков "Рабочего стола" в том, что на стол он и отдаленно не похож. Например, у вас на столе когда-нибудь были ярлыки? Конечно, нет. Реальный мир вообще обходится без ссылок, в нем мы оперируем объектами. Так почему же вы должны мириться с ярлыками на виртуальном рабочем столе? Зачем они нужны? Если вам нужен какой-то файл на рабочем столе - просто скопируйте его. Если вам нужна папка - перенесите ее сюда и перестаньте множить сущности почем зря. Так считают апологеты жизненной философии Homo Sapiens.

Другая точка зрения прямо противоположна предыдущей. "Рабочий стол" - и вообще иерархические системы хранения файлов - недостаточно гибки для пользовательских нужд. Почему в Windows нельзя создавать виртуальные папки? Почему файл не может находиться в нескольких папках одновременно? Почему мы не можем менять представление информации так, как нам удобнее в настоящий момент? Так - или очень похоже - могли бы ответить на критику представители Homo Logicus.

Очевидно, что Lotus Improv был спроектирован для Homo Logicus, хотя его потенциальные пользователи - работники финансовых органов - никогда не были замечены в горячей любви к компьютерам. Для работы с Lotus Improv необходимо было переучиваться. Чтобы получить от новой программы максимум отдачи, нужно было как минимум прочитать руководство пользователя. И все ради программы, в которой даже списки составлять неудобно? Увольте!

Возможно, интерфейс Windows - самый худший графический интерфейс в мире. Но это не отменяет того факта, что к нему привыкли десятки миллионов людей и что любому программисту нужно считаться с их привычками, если он хочет, чтобы его программой пользовался кто-то, кроме него самого.

Мы не знаем, изучали ли в Microsoft, насколько активно пользователи читают печатные руководства к программным продуктам, но любой специалист по юзабилити скажет вам, что мануал - это последнее убежище пользователя. Больше того - многие пользователи не читают даже сообщения, которые выводятся в диалоговых окнах.

Возможно, здесь уместно упомянуть об исследовании поведения веб-пользователей. Общеизвестно, что серферы по мере накопления опыта перестают замечать рекламные баннеры. Но как выяснилось в результате исследования пользовательской активности, почти так же они игнорируют и элементы меню веб-сайтов. И если вы хотите, чтобы визитер кликнул на ссылке, ее нужно помещать внутрь текста, не рассчитывая на то, что юзер найдет нужный пункт в навигационном меню.

< Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 >

Автор: Сергей Задорожный (Компьютерра-Онлайн, июль 2005 года)

Страничка оказалась полезной? Поделитесь ею в своей любимой соцсети!