История Lotus Improv, которая была лучше всех

Благими намерениями вымощена дорога к банкротству. Когда в 1986 году в компании Lotus была образована специальная исследовательская группа, в чью задачу входило создание новой парадигмы электронных таблиц, вряд ли кто-то мог предположить, что выпущенный продукт станет одним из последних самостоятельных проектов Lotus.

Напомню, что на рубеже 80-х и 90-х годов прошлого века компания Lotus была главным разработчиком электронных таблиц, а ее программа Lotus 1-2-3 - образцом, который нещадно копировали конкуренты. Впрочем, первопроходцами лотусовцы не были - Lotus 1-2-3 эксплуатировал идею электронных таблиц, найденную авторами более раннего продукта, VisiCalc.

Считается, что от добра добра не ищут, но в Lotus предположили, что двухмерные таблицы (когда пользователь может оперировать только вертикальными столбцами и горизонтальными строками) не оптимальны и современным финансистам гораздо нужнее трехмерная модель данных. Кроме того, было очевидно, что ссылочная система адресации, стандартная для электронных таблиц, слишком сложна и неудобна. С какой это, простите, стати пользователь должен складывать ячейку B1 с ячейкой B2, чтобы получить сумму в ячейке B3? Зачем все усложнять? Давайте сделаем проще.

В любой электронной таблице сумма стоимости билетов в кино и расходы на попкорн описывались бы следующим образом (c поправкой на различия в нотации): B1+B2. Однако в Lotus Improv от ссылочности отказались, поэтому формула получалась куда нагляднее: Tickets+Popcorn.

Для своего времени Lotus Improv был очень продвинутым продуктом с дружелюбным пользовательским интерфейсом. И тем не менее он потерпел поражение, проиграв более примитивным конкурентам. Почему?

Процитируем Джоэла Сполски (Joel Spolsky), автора цикла статей "Дизайн пользовательских интерфейсов для программистов" [Joel Spolsky, User Interface Design for Programmers. Chapter 9: The Process of Designing a Product]: Во время разработки с первой по четвертую версию Excel большинство сотрудников Microsoft пребывало в уверенности, что юзеры используют эту программу для отработки сценариев "а что если…" - вы легко можете менять значения в ячейках, а потом смотреть, что у вас получилось.

Однако корпя над Microsoft Excel 5.0, разработчики решили поинтересоваться, какие функции имеют для пользователей наибольший приоритет, и выяснили, что невероятное количество людей применяло Excel исключительно для ведения списков: они не писали формул, они вообще ничего не считали! И пользователи намного чаще составляют в Excel списки, чем делают что-либо еще. Это вынудило нас создавать целый ряд новых возможностей, которые бы облегчали составление списков: упрощенная сортировка, автоматический ввод данных, автофильтр плюс многопользовательские возможности, позволявшие редактировать списки сразу нескольким людям.

Вышедший в это время Lotus Improv - превосходно подходивший для финансовых расчетов - со списками работал из рук вон плохо. И пользователю было наплевать на то, что все остальное он делал лучше всех. Improv, вероятно, был идеальным продуктом для Homo Logicus, однако для Homo Sapiens он оказался неудобен [Lotus Improv не канул в Лету. Идеи, заложенные в него, были позднее реализованы в пакете Quantrix].

Несмотря на наличие стандартов и методик изучения пользовательской активности, главное оружие хорошего проектировщика интерфейсов - здравый смысл. Если буквально применять принципы юзабилити, то вскоре выяснится, что пианино спроектировано из рук вон плохо. У него слишком много клавиш - неопытный пианист легко может запутаться. Клавиши слишком большие, и пользователю нужно широко раздвигать пальцы. При желании список можно продолжать: в общем, пианино - очень неудобный музыкальный инструмент.

< Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 >

Автор: Сергей Задорожный (Компьютерра-Онлайн, июль 2005 года)

Страничка оказалась полезной? Поделитесь ею в своей любимой соцсети!