Дислалия

Дислалия – врожденное или приобретенное неправильное звукопроизношение.

Как развивается речь ребенка

Ребенок рождается с отсутствием наборов звуков, которые произносят его родители. И лишь постепенно, прислушиваясь к звукам, малыш начинает повторять за взрослыми.

Способность правильно произносить звуки зависит от некоторых факторов.

  1. Генетическая предрасположенность. Установлено, что в семьях, где родители имели либо имеют дислалию, дети намного чаще имеют схожие проблемы.
  2. Соматическое здоровье ребенка. Например:
    • Дети с увеличенными аденоидами неправильно произносят некоторые звуки, потому что иначе не могут.
    • Часто болеющие дети также имеют склонность к нарушению артикуляции.
    • Дети с аномалиями развития – расщелина неба, расщелина верхней губы и пр. имеют определенные сложности для правильного звукопроизношения. При устранении некоторых дефектов (например, при исправлении короткой уздечки языка) дислалия постепенно должна исчезнуть.
  3. Правильная речь родителей. Иногда родители или другие родственники при разговоре с ребенком искажают собственную речь. Такое поведение влечет за собой неправильное представление ребенка о произношении звуков.

Виды и формы дислалии

  • Если у ребенка наблюдается нарушение произношения звуков из одной группы (например «з-с-ц») или просто одного звука (чаще всего звук «р»), то говорят о простой дислалии или мономорфной.
  • Если присутствует нарушение нескольких групп или нескольких звуков, то дислалия называется сложной или полиморфной.

Также можно разделить дислалию по причине ее возникновения.

  1. Физиологическая. Присутствует почти у всех детей. Такое положение дел связано с особенностями строения детского артикуляционного аппарата, а также с небольшим опытом речевого общения. В норме до 5 лет проходит самостоятельно и не требует коррекции.
  2. Функциональная. Развивается при правильном строении органов, которые воспроизводят звуки и воспринимают их. Возникает по ряду причин:
    • частые простудные заболевания;
    • болезни ЖКТ;
    • отсутствие контроля родителей за правильным произношением;
    • родители эмигранты – дети дома слышат одну речь, а за пределами дома другую;
    • родители из разных языковых сред (например, мама русская, папа француз);
    • неверная артикуляция у ребенка;
    • состояние, при котором ребенок не полностью или не четко различает произнесенные слова – снижение фонематического слуха.
  3. Механическая. Развивается у детей с нарушениями в анатомическом строении органа слуха, ротовой полости и гортани. Нарушения могут быть врожденными, но могут и появиться в течение жизни (например, у детей с аденоидами, после травм лицевого черепа и пр.).

Некоторые анатомические особенности строения черепа, приводящие к дислалии, могут передаваться по наследству. Например, прогения – вступающая вперед нижняя челюсть, или неправильный прикус.

Причины дислалии

  1. Анатомические особенности языка – короткая уздечка языка, макроглоссия, микроглоссия.
  2. Анатомические особенности строения губ – короткая уздечка верхней губы, толстые губы, неспособные активно двигаться, расщелины губ.
  3. Аномалии челюстей – прогения, прогнатия.
  4. Аномалии неба – высокое небо, плоское небо, расщелина твердого неба.
  5. Особенности зубов – диастемы.

Симптоматика

Дислалия может проявляться:

  • Заменой звука – при этом ребенок замещает один звук другим во всех сочетаниях. Ребенок может путать местами правильно произносимые звуки. Иногда могут возникать проблемы по различию твердости-мягкости звука или звонкий-глухой звук.
  • Пропуском звука – ребенок не произносит звук. Выпадать звук может только на определенной позиции слова – например в начале или в конце слова. При этом скорее всего страдает фонематический слух.
  • Искажением звука – при этом ребенок употребляет звук, который отсутствует в фонематическом наборе его родного языка.

Определенную форму дислалии выделяют по звукам, с которыми у ребенка есть проблемы. Например:

  • ламбдаизм – нарушение произношения «л», «ль»;
  • ротацизм (картавость) – сонорный звук «р»;
  • сигматизм – затруднения произношения шипящих звуков «с», «з», «ш» и т.п.

У ребенка с физиологической дислалией симптомы исчезают по мере взросления и полностью могут пропасть к 5 годам. Но иногда отдельные звуки остаются непроизносимыми. Если нет анатомических особенностей в строении органов, то имеет место функциональная дислалия.

Ребенок с дислалией имеет достаточно богатый словарный запас. Умеет правильно формулировать свои мысли, составлять предложения и рассказ.

У ребенка не возникают проблемы при образовании множественного/единственного числа предметов. Дети с дислалией правильно употребляют слова в разных склонениях и спряжениях.

Диагностика

  1. Первым этапом является медицинское заключение. Требуется это для выявления возможных анатомических особенностей строения.
  2. Вторым этапом будет консультация логопеда-дефектолога. Специалист общается с ребенком и в первую очередь обращает внимание на связанность речи, словарный запас. Далее оценивается звукопроизношение – ребенок заменяет букву, пропускает или искажает. Оценивается, в каких словах и в какой части слова у ребенка дефект произношения. Логопед может попросить ребенка повторить некоторые звуки или слова для уточнения.
  3. В последнюю очередь дефектолог производит оценку фонематического слуха.

Коррекция дислалии

Детям с механической дислалией потребуется медицинская помощь. В зависимости от дефекта может понадобиться устранение расщелины, диастемы, короткой уздечки и т.д.

Детям с функциональной дислалией понадобится артикуляционная гимнастика, массаж.

Логопед устраняет дефект речи в несколько этапов.

  1. Первым делом проводится подготовительная часть. Сюда входит артикуляционная гимнастика и т.п.
  2. Далее формируют правильный звук – ребенка учат правильно дышать, ставить язык и придавать форму губам. В итоге ребенок по просьбе учится произносить правильно проблемный звук и употребляет его в словах.
  3. На последнем этапе логопед должен сформировать умение у ребенка автоматически употреблять правильные звуки в разговорной речи.

Гриневич Ирина Александровна

Страничка оказалась полезной? Поделитесь ею в своей любимой соцсети!