Дислалия
Дислалия – врожденное или приобретенное неправильное звукопроизношение.
Как развивается речь ребенка
Ребенок рождается с отсутствием наборов звуков, которые произносят его родители. И лишь постепенно, прислушиваясь к звукам, малыш начинает повторять за взрослыми.
Способность правильно произносить звуки зависит от некоторых факторов.
- Генетическая предрасположенность. Установлено, что в семьях, где родители имели либо имеют дислалию, дети намного чаще имеют схожие проблемы.
- Соматическое здоровье ребенка. Например:
- Дети с увеличенными аденоидами неправильно произносят некоторые звуки, потому что иначе не могут.
- Часто болеющие дети также имеют склонность к нарушению артикуляции.
- Дети с аномалиями развития – расщелина неба, расщелина верхней губы и пр. имеют определенные сложности для правильного звукопроизношения. При устранении некоторых дефектов (например, при исправлении короткой уздечки языка) дислалия постепенно должна исчезнуть.
- Правильная речь родителей. Иногда родители или другие родственники при разговоре с ребенком искажают собственную речь. Такое поведение влечет за собой неправильное представление ребенка о произношении звуков.
Виды и формы дислалии
- Если у ребенка наблюдается нарушение произношения звуков из одной группы (например «з-с-ц») или просто одного звука (чаще всего звук «р»), то говорят о простой дислалии или мономорфной.
- Если присутствует нарушение нескольких групп или нескольких звуков, то дислалия называется сложной или полиморфной.
Также можно разделить дислалию по причине ее возникновения.
- Физиологическая. Присутствует почти у всех детей. Такое положение дел связано с особенностями строения детского артикуляционного аппарата, а также с небольшим опытом речевого общения. В норме до 5 лет проходит самостоятельно и не требует коррекции.
- Функциональная. Развивается при правильном строении органов, которые воспроизводят звуки и воспринимают их. Возникает по ряду причин:
- частые простудные заболевания;
- болезни ЖКТ;
- отсутствие контроля родителей за правильным произношением;
- родители эмигранты – дети дома слышат одну речь, а за пределами дома другую;
- родители из разных языковых сред (например, мама русская, папа француз);
- неверная артикуляция у ребенка;
- состояние, при котором ребенок не полностью или не четко различает произнесенные слова – снижение фонематического слуха.
- Механическая. Развивается у детей с нарушениями в анатомическом строении органа слуха, ротовой полости и гортани. Нарушения могут быть врожденными, но могут и появиться в течение жизни (например, у детей с аденоидами, после травм лицевого черепа и пр.).
Некоторые анатомические особенности строения черепа, приводящие к дислалии, могут передаваться по наследству. Например, прогения – вступающая вперед нижняя челюсть, или неправильный прикус.
Причины дислалии
- Анатомические особенности языка – короткая уздечка языка, макроглоссия, микроглоссия.
- Анатомические особенности строения губ – короткая уздечка верхней губы, толстые губы, неспособные активно двигаться, расщелины губ.
- Аномалии челюстей – прогения, прогнатия.
- Аномалии неба – высокое небо, плоское небо, расщелина твердого неба.
- Особенности зубов – диастемы.
Симптоматика
Дислалия может проявляться:
- Заменой звука – при этом ребенок замещает один звук другим во всех сочетаниях. Ребенок может путать местами правильно произносимые звуки. Иногда могут возникать проблемы по различию твердости-мягкости звука или звонкий-глухой звук.
- Пропуском звука – ребенок не произносит звук. Выпадать звук может только на определенной позиции слова – например в начале или в конце слова. При этом скорее всего страдает фонематический слух.
- Искажением звука – при этом ребенок употребляет звук, который отсутствует в фонематическом наборе его родного языка.
Определенную форму дислалии выделяют по звукам, с которыми у ребенка есть проблемы. Например:
- ламбдаизм – нарушение произношения «л», «ль»;
- ротацизм (картавость) – сонорный звук «р»;
- сигматизм – затруднения произношения шипящих звуков «с», «з», «ш» и т.п.
У ребенка с физиологической дислалией симптомы исчезают по мере взросления и полностью могут пропасть к 5 годам. Но иногда отдельные звуки остаются непроизносимыми. Если нет анатомических особенностей в строении органов, то имеет место функциональная дислалия.
Ребенок с дислалией имеет достаточно богатый словарный запас. Умеет правильно формулировать свои мысли, составлять предложения и рассказ.
У ребенка не возникают проблемы при образовании множественного/единственного числа предметов. Дети с дислалией правильно употребляют слова в разных склонениях и спряжениях.
Диагностика
- Первым этапом является медицинское заключение. Требуется это для выявления возможных анатомических особенностей строения.
- Вторым этапом будет консультация логопеда-дефектолога. Специалист общается с ребенком и в первую очередь обращает внимание на связанность речи, словарный запас. Далее оценивается звукопроизношение – ребенок заменяет букву, пропускает или искажает. Оценивается, в каких словах и в какой части слова у ребенка дефект произношения. Логопед может попросить ребенка повторить некоторые звуки или слова для уточнения.
- В последнюю очередь дефектолог производит оценку фонематического слуха.
Коррекция дислалии
Детям с механической дислалией потребуется медицинская помощь. В зависимости от дефекта может понадобиться устранение расщелины, диастемы, короткой уздечки и т.д.
Детям с функциональной дислалией понадобится артикуляционная гимнастика, массаж.
Логопед устраняет дефект речи в несколько этапов.
- Первым делом проводится подготовительная часть. Сюда входит артикуляционная гимнастика и т.п.
- Далее формируют правильный звук – ребенка учат правильно дышать, ставить язык и придавать форму губам. В итоге ребенок по просьбе учится произносить правильно проблемный звук и употребляет его в словах.
- На последнем этапе логопед должен сформировать умение у ребенка автоматически употреблять правильные звуки в разговорной речи.
Гриневич Ирина Александровна
Страничка оказалась полезной? Поделитесь ею в своей любимой соцсети!