Как вы думаете, что это такое – режим дня? Это не просто 24 часа в сутках, а особое времяпрепровождения человека, от правильно распределения которого может зависеть как работоспособность, так и общее состояние индивида. Тогда, следующий вопрос, почему так важно распределить свой день по режиму? Что должен включать в себя этот режим? Каковы последствия в случае нарушения дневного распорядка?

Что такое «режим дня» и из чего он складывается?

Жить по дневному распорядку (или режиму) – это значит следовать своеобразным инструкциям для поддержания нормальной жизнедеятельности организма. Например, труд и отдых должны чередоваться. Это необходимо для того, чтобы затраченные силы и энергия во время бодрствования смогли полностью возобновиться в процессе релаксации. Это важно как в физическом, так и в психологическом плане. Нормальный режим дня – это пропорциональное распределение временных ресурсов между периодами отдыха, работы, питания, ухода за собой, самообразования.

На выработку соответствующего дневного распорядка отдельно взятого человека может влиять ряд факторов (как внешних, так и внутренних).

Среди внутренних факторов самую важную роль в поведенческих проявлениях человека играют, пожалуй, личные биоритмы. Биологические ритмы (или биоритмы) – системные изменения регулярного характера; интенсивность биологических процессов и явлений, имеющие периодическую последовательность. Эти процессы происходят во всех живых тканях организма, притом одновременно как на клеточном уровне, так и на уровне поведенческих рефлексов. Наша физиология рассчитана так, чтобы настроить каждый протекающий процесс на определенный временной промежуток.

Внешний фактор, который оказывает самое большое влияния на биологические ритмы человека – это солнечный свет. Открытием значения биоритмов в процессе жизнедеятельности организмов, мы обязаны выдающемуся русскому физиологу, профессору Павлову И.П. Именно он рассмотрел и установил всю важность ритмичности и периодичности изменений, происходящих в человеке чуть ли не на клеточном уровне.

Как раз в первую очередь от биологических ритмов и стоит отталкиваться человеку при составлении распорядка дня. Они оказывают существенное влияние на мозговую активность, работоспособность и прочие функции индивида. Если человек не будет руководствоваться своим естественным биоритмом при составлении суточного распорядка, то в результате может проявиться повышенная утомляемость, чувствительность к стрессам, временная нетрудоспособность.

Среди внешних факторов также большую роль играет социальная активность человека. Например, ребенок может посещать воспитательные или учебные заведения (сад, школа, вуз), взрослый человек в будни отправляется на работу. Повлиять на распорядок работы всех этих учреждений нам, увы, в большинстве случаев не под силу. Эти регулярные действия приводят нас к формированию своеобразного ежедневного режима.

Что обязательно должно входить в обычный распорядок дня

Труд. Если вы служащий, работаете на производстве или заняты в сфере услуг, то ежедневная деятельность по выполнению своих прямых обязанностей в социальном устройстве общества требуется как для удовлетворения потребностей человека, так и поддержания самого общества.

Отдых. Каким бы не был труд, организм обязательно потребует соответствующего отдыха. Чаще всего отдых необходим для восстановления физических, умственных и психоэмоциональных способностей индивида, чтобы последующий труд был не менее эффективным, чем ранее.

Питание. Эти процессы необходимы как во время труда, так и в период пониженной физической активности, прежде всего, для восполнения жизненной энергии посредством поглощения с пищей растраченных питательных и прочих полезных веществ.

Личная гигиена. Такие моменты важны, во-первых, для укрепления здоровья, а также как метод своеобразной релаксации.

Саморазвитие и самоусовершенствование. Обязательно дневной распорядок должен включать в себя период досуга: поход в театр или кино, общение с близкими или друзьями, чтение и прочие занятия по личному самосовершенствованию.

Режим дня ребенка

Заботиться о правильном распорядке нужно с детства. Каким же должен быть режим дня для детей?

Детский организм легко настраивается на выработанный вами для него распорядок дня. Это связано, прежде всего, с тем, что в молодом организме еще не до конца сформировался четкий динамический стереотип. То есть ребенок еще не до конца осмыслил и выработал фиксированный порядок осуществляемых действий. Нарушения этих стереотипов вызывают напряжения в нервных окончаниях коры головного мозга, вследствие чего у малыша наблюдается повышенное неврастеническое или психосоматическое состояние.

Детский режим дня в основном отличается от распорядка взрослого. Труд в (классическом понимании) в раннем возрасте временно заменяется воспитанием, приучением к ответственному времяпрепровождению. Также немало усилий тратится на формирование характера и силы воли, самодисциплину и самоконтроль.

Недаром говорят, что в первые три года жизни человека формируется его дальнейший характер. Работоспособность его нервной системы в этот период жизни движется по синусоиде, поэтому так важно вырабатывать режим в соответствии с возрастом. Если ребенок не выполняет положенный его годам режим дня, это влечет за собой:

  • повышенную раздражительность, плаксивость;
  • расстройства психики;
  • отклонения в развитии;
  • трудности при привыкании ребенка к более сложным распорядкам (например, к саду или школе).

Обязательно следует учитывать баланс между периодами активности и отдыха. Необоснованное продление периода бодрствования за счет сокращения периода сна может пагубно сказаться на дальнейшем развитии нервной системы малыша, значит, это повлияет на его поведение. Выработать режим дня для ребенка должен каждый родитель в отдельности, так как единых норм для всех детей без исключения не существует. Правда, существует ряд рекомендаций, придерживаясь которых можно разработать верный распорядок для полноценного развития (как физического, так и психического) ребенка.

Распорядок дня среднестатистического ребенка

Нужно настроить ребенка на одно и то же время подъема и отхода ко сну, это помогает вырабатывать своеобразный внутренний рефлекс.

Установите четкое время для приема пищи (руководствуйтесь периодами сна и активности малыша). Рассчитывайте время так, чтобы после кормления, ребенок находился некоторое время в активном периоде, после чего можно устроить отдых или сон. В любом возрасте такие действия только положительно влияют та рост и развитие детского организма.

В период активности нужно совмещать прогулки на свежем воздухе, общение со сверстниками, развивающие игры. Учитывайте, что ребенку нужен также простор для самореализации, то есть время, когда он сможет быть предоставлен сам себе и заниматься тем, что ему интересно в данный момент.

Правильный распорядок дня взрослого человека

Так же как и в случае с детьми, сложно указать режим дня, одинаково эффективный для каждого человека. Мы можем только рекомендовать наиболее правильные моменты. В идеале, распорядок дня должен соответствовать периодам, когда в процессе бодрствования эффективнее расходовать энергетические ресурсы организма. Учитывать следует биологические ритмы и периоды личной максимальной работоспособности.

От выработки правильного дневного распорядка может зависеть:

  • здоровая жизнедеятельность организма;
  • нормализация психического и эмоционального настроя;
  • гармоническое развитие личности;
  • пунктуальность;
  • самодисциплина и самоконтроль во всех проявлениях;
  • отсутствие хронической усталости;
  • высокие показатели работоспособности.

Проанализируйте собственный режим дня, и вы сможете определить, что влияет на вашу чрезмерную утомляемость или сбивает результативность, почему вы рассеяны, невнимательны или впадаете в депрессию? Обязательно учитывайте собственные биоритмы, особенно важно помнить, что стереотипность поведения часто может быть неэффективной.

Важно помнить, что основой любого суточного режима должны быть:

  • нормальная длительность сна;
  • точно установленное время пробуждения и отхода ко сну;
  • соответствие приемов пищи установленному вами графику.