Дислексия

Дислексия – речевое расстройство, возникающее на фоне незрелости или дисфункции психических механизмов, отвечающих за сформированность навыков чтения. Дислексия характеризуется стойкостью нарушений, типичностью и системной повторяемостью ошибок во время чтения.

Что такое дислексия

Патология проявляется заменой одних звуков на другие, их смешением, искажением слогового строения слов, чтением по буквам, непониманием прочитанного, постоянными ошибками.

Диагностика проводится при помощи оценки зрелости и полноты навыков чтения, выяснения нарушений иных психических процессов.

Коррекция дислексии должна быть комплексной. Она требует работы над произношением, письмом, фонематическими аспектами устной речи, грамматики, логического понимания прочитанного.

Причины

Дислексия – сложное расстройство, связанное с патологическими изменениями высших психических функций.

Дислексия развивается как на фоне сохраненного, так и нарушенного интеллектуального развития.

Чаще всего дислексия сопровождает задержку психического развития, реже встречается у ребят с хорошими познавательными способностями. В логопедии дислексию определяют как частичное нарушение навыков чтения, которое может протекать изолировано, а может сопровождаться дисграфией – нарушением навыков письма.

За рубежом распространена теория возникновения дислексии из-за наследственной предрасположенности, которая нередко наблюдается у людей с правополушарным типом нервной системы, а также у детей с приоритетом левой руки в процессе освоения предметной деятельности.

Отечественные специалисты выдвигают предположение, что дислексия связана с воздействием биологических факторов, таких как:

  • гипоксия;
  • интоксикации;
  • родовые травмы;
  • сердечные пороки;
  • токсические воздействия;
  • лекарственные или наркотические вещества;
  • гемолитические нарушения;
  • резус-конфликт;
  • неудачные плодоизгоняющие манипуляции;
  • нейроинфекции.

Дислексия часто является признаком более серьезных болезней, встречается при ЗПР, церебральном параличе, тяжелых речевых нарушениях, отсталом интеллекте.

Дислексия может быть вызвана социальными факторами, при этом интеллектуальные способности у таких детей полностью сохраняются. В таких случаях нарушения речи развиваются при недостатке общения со взрослыми, педагогической запущенности, развитии детей в условиях изоляции.

Причинами неправильного чтения могу выступать дисфункции различных речевых анализаторов:

  • двигательного;
  • слухового;
  • зрительного.

Это происходит по причине того, что данные процессы запускаются после зрительного изучения букв и слогов, объединения их в слова, осознания смысла текста. Если в этой цепочке хотя бы одно звено выпадает, весь процесс нарушается и возникает дислексия.

С психологической точки зрения дислексию порождает незрелость психофизиологических функций, из-за чего страдают разные аспекты познавательной деятельности, в том числе и речь.

Классификация

По симптоматике различают дислексию при которой замедляется процесс усвоения некоторых букв, она носит название «литерная». Когда же ребенок затрудняется прочитать слово, такую дислексию называют «вербальной».

По механизмам возникновения патологии в той или иной сфере речи выделяют:

  • фонематическую дислексию, когда нарушено речевое восприятие, анализ и синтез речи;
  • семантическую, при бедности словарного запаса, непонимании сути предложений, отсутствии или недоразвитии словообразования;
  • аграмматическую, возникающую вследствие нарушений в грамматической сфере речи, логики ее морфологического построения;
  • мнестическую, здесь имеет место нарушения процессов запоминания, появление трудностей в соотношении звуков и букв;
  • оптическую, когда наблюдаются дисфункции зрительных и пространственных образов;
  • тактильную, возникает на фоне нечеткого различения пальцами рук букв у слабовидящих деток.

Фонематическую, аграмматическую и семантическую дислексию вызывают нарушения в речевых анализаторах. Оптическая, тактильная и мнестическая дислексия возникают на фоне незрелости психических процессов.

Признаки

При дислексии могут отмечаться нарушения различных высших функций, деформации мнестических и фонематических сторон речи, незрелость строя речи с точки зрения лексики и грамматики, моторных координаций, ослабление внимания, памяти, воли.

Основными симптомами дислексии выступают дефекты произношения, малый словарный запас, недостаточно полное осмысление речевых формулировок.

Часто дети с этим расстройством неправильно формулируют словосочетания и предложения, неверно употребляют слова, не могут связать члены предложения или словосочетания воедино.

  • В случае фонематических нарушений преобладают звуковые замены, смешение похожих по артикуляции звуков, добавление лишних звуков или их перестановка в словах.
  • Дислексия по семантическому типу характеризуется расстройством понимания прочитанных слов и фраз, при этом сама техника чтения остается правильной.
  • При аграмматическом варианте дислексии возникает неверное чтение с искажением согласования числа, рода и падежа.
  • Мнестическая дислексия характеризуется расстройством зрительного и слухового восприятия, то есть страдает память на запоминание букв.
  • При оптической дислексии заменяются буквы, похожие по написанию. Также ребенок путает строчки текста.
  • Тактильная дислексия проявляется у людей со слабым зрением или незрячих. Они не могут точно определять буквы по точкам Брайля.

Диагностика

  1. Логопедическое консультирование, при котором определяется уровень сформированности навыков устной речи и письма, их соответствие возрастным нормам, а также условия речевого развития, развитие артикуляции, успеваемость ребенка.
  2. Диагностика устной речи предполагает оценку моторных функций, правильности произношения, развития фонематической стороны речи, грамматики, понимания ее смысла.
  3. Письменные функции проверяются специальными заданиями на списывание, диктантами, самостоятельной работой по написанию текстов.
  4. При необходимости проводятся дополнительные консультации с неврологом, офтальмологом, а также инструментальные обследования – ЭЭГ, ЭхоЭГ.

Коррекция дислексии

Работа с нарушениями речевого аппарата включает занятия по исправлению произношения и письма, а также коррекцию нарушений высших психических процессов.

  • Фонематический тип дислексии требует мероприятий по постановке правильного и четкого звукового произношения, развития фонематической стороны речевого процесса в полном объеме, формированию правильных буквенных и слоговых составляющих слова.
  • Семантическая форма дислексии корректируется формированием умения синтезировать слоги, увеличением запаса слов, изучением правил грамматики.
  • При аграмматической нарушении речи важно развить у ребенка правильную систему образования и изменения слов.
  • Мнестическая дислексия корректируется развитием процессов запоминания при помощи слуха и зрения.
  • При оптическом варианте дислексии развивают зрительное и пространственное восприятие.
  • Тактильная дислексия требует формирования навыков различения предметов и схем точечного чтения.

Романовская Татьяна Владимировна

Страничка оказалась полезной? Поделитесь ею в своей любимой соцсети!