Афазия

Афазия – состояние, при котором у человека утрачивается способность разговаривать, а также теряются навыки письма и чтения.

Важно понимать, что при афазии, в отличие от других расстройств речи, изначально была сформирована речь. Результатом утраты навыков становится воздействие на определенные участки коры головного мозга.

Страдать афазией могут и взрослые, и дети старше 3 лет. Теоретически она может развиться и раньше, но малый процент детей имеет сформированную речь раньше трехлетнего возраста.

Причины афазии

Можно выделить некоторые заболевания, которые приводят к афазии:

Предрасполагающие факторы:

Классификация, формы афазии

Наиболее распространенным вариантом классификации афазии является деление по месту поражения в головном мозге. Из-за поражения той или иной области в коре мозга развиваются определенные симптомы, которые помогают выявить локализацию и предположить диагноз.

  • Поражение нижней части прецентральной извилины коры головного мозга вызывает моторную афазию. Она характеризуется грубыми нарушениями в речи, чтении и письме.
  • Поражения в лобной доле, а именно в области фронтальных извилин, приводят к динамической афазии. Человек с этим типом расстройства не может сформулировать высказывание и не может произнести его.
  • При патологическом процессе в области постцентральной извилины, а также в области теменной доли развивается афферентная афазия. Такие люди не способны различать близкие по произношению звуки. В итоге неправильно их произносят. Нарушения развиваются также по причине неспособности человека правильно артикулировать.
  • Проблемы в области зоны Вернике вызывают сенсорную афазию. При этом человек не понимает обращенную к нему речь. Вызвано это утратой способности различать фонематическую составляющую речи.
  • Амнестическая афазия развивается при поражении теменной и височной долей коры головного мозга. Человек с этой афазией не помнит названий предметов, но при этом понимает, для чего предмет нужен и как его использовать.
  • Семантическая афазия проявляется невозможностью выстраивать абстрактное представление о написанном и прочитанном.

Симптомы афазии

При любой форме афазии основным симптомом является грубые нарушения речи. Они могут проявляться в виде перестановки звуков, пропуске звуков или слов, контаминации, парафазии и пр. У пациентов развиваются дислексия и дисграфия.

  1. При моторной афазии нарушается спонтанная речь или способность к повторению. Вторично развиваются нарушения в восприятии фонематического произношения. Человек перестает понимать обращенную к нему речь. Нарушается письмо и в итоге может быть полностью утрачена и письменная речь.
  2. При сенсорной афазии не страдает слух, он сохранен. Но утрачивается способность воспринимать определенные фонемы и целые слова.
    • Человек себя слышит и первоначально пытается говорить, но это не получается, и развивается логорея. Пациент произносит много слов, которые не увязываются в предложения и словосочетания.
    • Позже способность произносить слова утрачивается и начинается поток звуков и сочетаний звуков.
    • Писать человек не может, а вот чтение некоторое время остается сохранным.
  3. Амнестическая афазия характеризуется трудностями в коммуникативной речи.
    • Пациент не способен запомнить длинную фразу и не может повторить только что произнесенного предложения.
    • В беседе с несколькими собеседниками человек теряет цепочку рассуждений и не помнит смысла беседы.
    • Проблемы возникают и при быстрой речи – человек теряется и не может понять, о чем его спрашивают и что говорят.
    • Чтение не страдает, но теряется способность к осмысленному пониманию прочитанного.
    • А вот способность писать страдает больше, и пациент теряет этот навык.
    • Возникают сложности и в назывании предметов, зрительная память нарушается и не позволяет вспомнить название.
  4. При семантической афазии страдает абстрактное мышление.
    • Человек не способен воспринимать метафоры. Пословицы и поговорки воспринимаются буквально и не могут употребляться в устной речи.
    • Одновременно появляется забывание предметов. Человек может полностью описать как выглядит вещь, для сего она нужна и как ее использовать, но при этом напрочь не помнит ее названия.
    • Развиваются нарушения счета.
    • Способность к чтению сохраняется, но при этом пересказать прочитанное становится невозможным.
  5. Динамическая афазия отличается тем, что человек может повторять обращенную речь, но не всегда понимает ее смысл. При этом составить рассказ и произнести его невозможная задача для больного. При этом способность к письму и чтению полностью сохранена. Небольшие проблемы могут быть в области устного счета.

Диагностика

Для выяснения причины, вызвавшей афазию, проводятся:

  • Консультации узких специалистов – невролога, психиатра, психолога и пр.
  • Лучевые методы исследования – КТ, МРТ и т.п.
  • Ангиография сосудов ЦНС.
  • УЗ-исследование сосудов шеи.

Дополнительно узкими специалистами проверяются:

  • Нарушения устной речи.
  • Нарушения письменной речи.
  • Переписывание текста с образца.
  • Запись под диктовку.
  • Пересказ только что записанного текста.
  • Восприятие речи.
  • Стереогноз – способность узнавать предметы на ощупь.
  • Название предметов по описанию.
  • Способность к абстрактному мышлению.
  • Интеллектуальные способности.

Лечение афазии

Терапия комплексная и длительная.

На первом этапе, если возможно, устраняют причину, вызвавшую афазию. Нередко прибегают к оперативному вмешательству, при опухолях проводится химиотерапия.

Реабилитация включает физиопроцедуры, массаж, игло-рефлексотерапию и пр.

На этапе реабилитации проводятся занятия с логопедом-дефектологом. Занятия с дефектологом – наиболее длительная часть в восстановлении пациента. Минимальная продолжительность их 2 года.

Прогноз

Более благоприятный прогноз у молодых пациентов. Они имеют большее время для восстановительных процессов благодаря способности к восстановлению утраченных нейронных связей. У пожилых пациентов такая способность формируется дольше или уже вовсе не может сформироваться.

При опухолях или вялотекущих воспалительных процессах симптоматика нарастает постепенно. При инсультах или травмах симптомокомплекс развивается одномоментно.

При удовлетворительном состоянии всех остальных систем организма прогноз лучше.

При раннем этапе восстановительного лечения и коррекции речи прогноз благоприятнее.

Профилактика

Заключается в своевременном обследовании при подозрении на проблемы с мозговой деятельностью. Особенно это касается лиц с отягощенным семейным и собственным анамнезом.

Гриневич Ирина Александровна

Страничка оказалась полезной? Поделитесь ею в своей любимой соцсети!