Дизартрия

Дизартрия является речевым нарушением, связанным с искажением произношения. Внешне это проявляется нечеткой дикцией, «проглатыванием», «растягиванием» или искажением слов, т.е. при этой дисфункции одновременно страдает моторика, интонация и фонация речи, сбиваются ритм сокращения голосовых связок, звукопроизношение и дыхание. Проще говоря, человек разговаривает нечетко, невнятно и нечленораздельно.

Для подтверждения дизартрии проводится ряд неврологических и логопедических исследований, а для лечения применяют целый комплекс мероприятий (медицинских, психологических, педагогических).

В последние десятилетия данные медицинских исследований выявляют неуклонный рост развития дизартрии у детей и взрослых людей. А в логопедической практике этот недуг занимает третье место после дислалии (искажении звуковой функции речи, без поражений ЦНС) и алалии (отсутствие дифференцированных слов или общение при помощи неразборчивого лепета).

Причины дизартрии

Наиболее распространена дизартрия на фоне детского церебрального паралича (70-85%). И хотя развивается такое поражение внутриутробно или в результате родовой травмы, обнаружить его до трех лет практически невозможно, так как речевые функции начинают проявляться только в раннем детстве и формируются на протяжении 2-4-х лет.

Факторами, провоцирующими сопутствующее органическое поражение головного мозга, выступают:

  • токсикозы в первом триместре беременности, гестозы в позднем периоде с развитием эклампсии;
  • длительная гипоксия плода в результате дефектов плацентарного кровообращения или обвития пуповиной;
  • выраженный резус-конфликт между кровью матери и плодом;
  • тяжелые, стремительные или преждевременные роды;
  • возникновение гемолитической желтухи (ядерной);
  • острые инфекции с тяжелым течением и выраженной интоксикацией;
  • гидроцефалия;
  • сотрясения и ушибы головы.

При церебральном параличе в детском возрасте тяжесть дизартрических нарушений тесно связана с двигательными расстройствами. Так, при параличе (гемиплегии) обычно страдает и речь, а вот при выраженных гиперкинезах (спастическом напряжении мускулатуры конечностей) речевые функции могут полностью сохраниться.

У взрослых людей дизартрия наблюдается при ряде заболеваний:

Классификация, формы и степени дизартрии

В медицине различают формы дизартрии в соответствии с локализацией поражения в речевом анализаторе, а также в зависимости от признаков болезни и ее характерных симптомов.

  1. Подкорковая (экстрапирамидальная). При ней патологические изменения затрагивают структуры подкорки, которые выражаются в гиперкинезах, заикании, непроизвольных гортанных выкриках.
  2. Бульбарная. В этих случаях в продолговатом мозге разрушаются волокна и ядра основных черепно-мозговых структур: лицевого, подъязычного, зрительного, блуждающего, тройничного, языкоглоточного и других нервов, сопровождается трудностями сосания, жевания, проглатывания.
  3. Мозжечковая. Эта форма появляется при поражении тела и проводящих путей мозжечка, протекает с нарушениями координации движений.
  4. Псевдобульбарная. Характеризуется очаговыми изменениями в проводящей системе подкорковых структур, сопровождается выраженным ограничением подвижности языка.
  5. Корковая. Выявляется на фоне патологических очагов непосредственно в корковом веществе головного мозга, при ней страдает не только устная и письменная речь, но и их смысловое восприятие.
  6. Ригидная, паретическая, гиперкинетическая, атактическая, атактико-гиперкинетическая. Это виды дизартрии в зависимости от ее сочетания с поражением двигательных функций.

В логопедии заболевание классифицируют по степени понятности словесных высказываний пациентов для окружающих людей.

  1. Стертая. В речи не обнаруживаются недостатки при обычном разговоре, они выявляются лишь при специальном исследовании (прохождении тестов).
  2. Незначительная. На слух дефекты в речи есть, но в целом она понятна.
  3. Значительная. Окружающие не воспринимают речь больного как связанную, ее смысл доступен только близким людям, которые ежедневно общающимся с пациентом.
  4. Анартрия. Абсолютно невнятная речь или ее отсутствие.

Симптомы дизартрии

Для обывателя кажется, что у таких людей при разговоре рот набит пищей. А объективно они не могут четко говорить из-за того, что нервные импульсы плохо проходят в мышцы артикуляционных органов (языка, губ, гортани, трахеи, бронхов) или блокируются совсем.

Характерными проявлениями дизартрии часто выступают:

  • нарушение артикуляции;
  • спастика (сжимание) и сильный тонус мускулатуры рта, языка, лица, шеи или, напротив, ее вялость;
  • изменение тембра голоса (снижение звонкости);
  • невозможность разомкнуть губы или, наоборот, постоянно открытый рот и слюнотечение из него.

Фонетические дефекты обнаруживаются в искажении звуков, их замене, пропуске, резком замедлении темпа речи, ее эмоциональной или интеллектуальной обедненности.

Истинная дизартрия отличается от других логопедических нарушений:

  • стойкостью речевых дефектов;
  • изменением произношения даже гласных и попытками бокового (межзубного) озвучивания шипящих, свистящих звуков;
  • сильным смягчением твердых согласных;
  • слабым, глухим или очень тихим тембром голоса;
  • выраженной монотонностью разговора;
  • учащением дыхания при произношении слов.

Диагностика

Болезнь выявляют с помощью медицинских обследований (объективного осмотра, изучения рефлекторной деятельности, МРТ, электроэнцефалографии и др.) и логопедических тестов на правильное произношение, темп, синхронность и восприятие речи.

Лечение дизартрии

  1. Медикаментозное. Это система терапии основного заболевания, включающая:
    • прием лекарств;
    • нормализацию режима сна и отдыха;
    • лечебную гимнастику;
    • занятия в бассейне;
    • прогулки;
    • физиопроцедуры;
    • массаж;
    • иглоукалывание;
    • гирудотерапию;
    • грязевые и минеральные ванны.
    Конкретный комплекс лечебных мероприятий зависит от характера и течения основного заболевания.
  2. Логопедическая коррекция. Включает применение:
    • системы артикуляционных упражнений;
    • сенсорной и изобразительной терапии;
    • гимнастики на развитие мелкой моторики речевого аппарата и дыхательной системы;
    • занятия, направленные на освоение навыков выразительной и экспрессивной речи.

Прогноз

При своевременно начатом лечении и систематических занятиях с логопедом и дома можно рассчитывать на коррекцию нарушений речи, вызванных дизартрией.

  • При легких формах заболевания возможно полное избавление от дефекта, обучение в обычных общеобразовательных учреждениях (для детей) или возвращение к профессиональной деятельности (для взрослых).
  • В тяжелых случаях выраженность дизартрии можно уменьшить и остановить ее прогрессирование.

Романовская Татьяна Владимировна

Страничка оказалась полезной? Поделитесь ею в своей любимой соцсети!